загрузка...
Существуют два способа соединений деталей расплавленным металлом: пайка легкоплавкими (мягкими) припоями и тугоплавкими (твердыми) припоями. И в том и в другом случае температура плавления припоев ниже температуры плавления металлов деталей, соединяемых пайкой. В этом состоит отличие пайки от сварки. При сварке плавится присадочный пруток и сам металл свариваемых деталей. Основным инструментом при пайке легкоплавкими припоями служит паяльник. Простейший паяльник представляет собой медный брусок, заостренный с одной стороны и насаженный на стальной стержень с ручкой.Такой паяльник нагревают паяльной лампой, на газовой плите, примусе. Гораздо проще пользоваться электрическим паяльником, у которого подогрев постоянный.
Паяльник своими руками
Пайка твердыми припоями требует повышенной температуры в районе шва. Такую температуру паяльник обеспечить не может. Поэтому в домашних условиях применяют различные горелки, кузнечный горн и т. п. Для работ, связанных с изготовлением небольших деталей (новые крючки, пропускные кольца и т. п.), достаточно иметь элементарное паяльное устройство, называемое фефкой. Фефка представляет собой трубочку с небольшим отверстием на конце. В трубочку подается воздух от груши обычного парикмахерского пульверизатора. Чтобы воздух шел равномерно, параллельно ставят так называемый расширительный бачок, в нашем случае — камера от волейбольного мяча. Если струю воздуха от фефки направить на пламя спиртовки, а лучше на горящий сухой спирт, то пламя вытянется вдоль струи воздуха. Если теперь направить пламя на спаиваемые детали, которые покрыты флюсом и в районе шва которых имеется кусочек припоя, то высокая температура позволит нам легко спаять эти детали.
Надо оговориться, что здесь не приводятся данные по флюсам и припоям; об этом можно узнать из справочной литературы.
Паяльник своими руками
Самодельная газовая горелка для пайки твердыми припоями деталей средней величины может быть изготовлена самостоятельно. Горелка состоит из двух трубок, вставленных одна в другую. Диаметр внутренней трубки 1 — 1 — 5 мм с толщиной стенок 1 мм; трубка на конце завальцовывается до отверстия 1 — 1,5 мм и затачивается на конус. Внешняя трубка 2 тоже завальцовывается на конце до отверстия 3—4 мм (ее внутренний диаметр 10—12 мм). Внутренняя трубка, в которую подается бытовой газ, передвигается в заднем торце 3 и специальной звездочкой 4, которая плотно посажена в середине внешней трубки. Воздух подается во внешнюю трубку через отросток 5. Передвижением внутренней трубки и регулированием подачи газа и воздуха изменяют форму пламени.
Воздух в горелку подается компрессором, бытовым пылесосом, мехами или иными устройствами. При отсутствии специального воздухонагнетателя можно воспользоваться старой автомобильной камерой. Накачав камеру и соединив ее с горелкой шлангом, получаем примитивное воздухонагнетающее устройство. При необходимости подачу воздуха можно усилить, положив на камеру щит с грузом. Самодельная бензиновоздушная горелка несложна и ее можно сделать самому или заказать.
Воздух из воздухонагнетающего устройства (можно опять-таки использовать автомобильную камеру) поступает через трубку, имеющую в придонной части сеть мелких отверстий, в бачок с бензином Б-70. Мелкие пузырьки воздуха, проходя через бензин, насыщаются его парами. Через сборную трубку и шланг бензиновоздушная смесь поступает в горелку. Горелку снабжают специальным вентилем, с помощью которого можно менять интенсивность пламени. В одном положении вентиля получается широкое и короткое пламя для предварительного разогрева спаиваемых деталей. В другом положении пламя получается игольчатой формы, что очень удобно непосредственно при пайке. Надо отметить, что две последние конструкции горелок требуют большого расхода воздуха. При использовании автомобильной камеры приходится иногда несколько раз накачивать ее. Это неудобно. Неудобство можно устранить, сделав элементарные меха, приводящиеся в движение ногой, что почти не отвлекает работающего.
Методы пайки.
Пайка легкоплавкими (мягкими) припоями чрезвычайно проста. На зачищенную деталь наносят флюс, а затем нагретым и залуженным паяльником — припой. Качество паяного шва и сам процесс пайки зависят от свойств припоя, флюса и степени нагрева детали. Флюс должен иметь максимальную рабочую температуру несколько выше температуры пайки выбранным припоем. После пайки (если не оговорено) остатки флюса удаляют. Высокоактивные флюсы (флюс с анилином, все флюсы марок ЛТИ и др.) обеспечивают прочное соединение деталей. Пайку твердыми припоями производят в любительских условиях с помощью фефки, специальных горелок, паяльной лампы и т. п. Спаиваемые детали зачищают, плотно сжимают, причем зазор между спаиваемыми деталями должен быть минимальным. Место соединения нагревают, на него наносят флюс, а затем припой. Припой лучше применять в виде проволоки, полосок и т. п. Полоской или проволокой несколько раз проводят по шву до заполнения ее припоем. Если спаивают различные по размерам детали, то нагревают более массивную деталь.
После нанесения припоя по всему шву без пропусков спаянные детали охлаждают до температуры 100—120° и опускают в воду. После такого охлаждения шов приобретает добавочную крепость, окалина и остатки флюса отваливаются сами и деталь не требует дополнительной зачистки. Пайка алюминия и его сплавов с применением специальных флюсов и припоев (легкоплавких и тугоплавких) мало чем отличается от пайки других металлов. Однако из-за дефицитности некоторых компонентов флюсов рыболов иногда не может ими воспользоваться. Поэтому рассмотрим упрощенные способы пайки алюминия и его сплавов легкоплавкими припоями. Спаиваемые детали прижимают друг к другу, и на шов горячим паяльником наносят канифоль с мелкими железными опилками или наждачным порошком. Паяльник залуживают и протирают им место шва, добавляя все время припой. Шов под слоем канифоли залуживается и спаивается. Это происходит за счет того, что железные опилки (наждачный порошок) сдирает слой окислов и припой залуживает поверхность спаиваемого шва. В последнее время применяется более оригинальный метод пайки алюминия и его сплавов. На медное жало паяльника тугоплавким припоем или на заклепках закрепляют стальную пластину. Если есть сменный стержень, то его можно приспособить специально для пайки алюминия. Детали плотно соединяют и на шов наносят канифоль, затем горячим залуженным паяльником начинают с небольшим нажатием протирать шов так, чтобы стальная пластинка сдирала бы пленку окислов. Припой с залуженного паяльника переходит на поверхность шва, залуживая и спаивая детали. Но надо сказать, что качество шва относительно низкое.
Красивые Поделки для сада, дачи, огорода своими руками
|